Лето, а это значит отпуск и море


Хоть мы и живём на Азовском море от моря у него только одно название, поэтому на лето ездим на Чёрное море. Так сложилось, что большая часть отпусков пришлась на курорты Краснодарского края. Однако после некрасивой истории в Геленджике, где прямо на парковке у Вжиков оторвали передний бампер у нового Икстрейла. После сравнительного анализа цен и оказываемых услуг регион 23 поставлен на паузу. В качестве замены решили попробавать Крым. Попасть в Крым можно было через Перекопский перешейк. Поехали в компании со Вжиками. Теперь, задним числом, представляется мне несколько странным реакция Вжиков на мудрые советы старших товарищей объехать Новоазовскую таможню через Матвеев Курган. Первый проигнорированный совет относительно Новоазовской таможни: «Будем ехать только прямо», обернулся очередью в сто пятьдесят семь машин и восемь с половинной часов, проведенных на границе. Стараясь как-то забыть ужас границы, вроде бы, правильно въехали на разделительные полосы в окрестностях Новоазовска и Мариуполя. Именно из-за разделительных полос чаще всего останавливают местные гаишники. Дальше радар-детектор всю дорогу скучал и окончательно заснул в Крыму, изредка просыпаясь только на заправках и на парковках торговых центров.

В Севастополе знающие люди объясняли, что не стоит, ехать в Евпаторию. Но через каких-то полдня, мы уже на городском пляже плаваем среди водорослей, припухлых москвичек с наколками в виде драконов и громкими рассказами: «Ой, а Я-я-я в проошлАм гаАду былА в ЙАлте. Дыра. Не то, что ЕвпАатОрия». Была слабая надежда остаться на побережье Каламитского залива и не въезжать в город как это сделали сотни нормальных отдыхающих, но тогда бы мы остались без магнитиков. Населённый пункт «Саки» не был осчастливлен нашим блистательным появлением. Зато был посещён музей под небом «Карэ-Тобэ». Здесь ведутся раскопки двадцать девятый сезон и уже почти совсем восстановлена спальня скифа, в которой также находился коровник. От рассказов про скифов я сбежал в кафе и разглядывал там французскую даму-археолога в костюме древнегреческой богини прямо босиком. Божественное создание. Она заказала борщ и что удивительно, смотря куда-то в направлении неба, его съела. Итак, взвешивая плюсы и минусы, расходимся с Карэ-Тобэ в ноль.

Севастополь. Город, за который столько крови пролилось, что не только мне, страдающему крайней формой гемофобии, страшно представить даже любому нормальному. Если исторического бульвара с панорамой обороны Севастополя 1854—1855 гг. в период крымской войны и весом полотна в 3 тонны мало, то военно-морской музей на улице Ленина почти всегда открыт и наглядно украшен экспонатами, бастионы, набережная, всё относительно рядом. Если и этого недостаточно, то есть «Диорама» и для полноты картины я бы рекомендовал Балаклаву.

На набережной Севастополя вас обязательно позовут кататься на лодке, приглашение стоит принять. Интересно, особенно для тех, кто не ровно дышит к военно-морской тематике. С моря Севастополь ещё прекраснее. Несчётное количество военных кораблей: десантные, разведывательные, сторожевые, спасательные, ракетные, противолодочные, плавучие мастерские. Каждый со своей историей. Плавучий госпиталь «Енисей», побывавший везде где только можно было кого-нибудь спасти, яхта Гитлера, в которой гостевая каюта устроена так, что не чувствуется качка, единственная подлодка черноморского российского флота, памятник затопленным кораблям… Очень любопытны тридцатая и тридцать пятая батареи береговой обороны Севастополя. 30-я батарея ещё действует, находится под Любимовкой на севере от Севастополя. Последним выстрелом тридцатой батареи был холостым ещё в далёком 1958 году при снятии фильма «Море в огне». Башни пушек (~100мм) были направлены в сторону Бахчисарая, т.е. в противоположную сторону от моря. В результате последнего выстрела были выбиты окна и у некоторых домов слетели крыши в пос. Любимовка. В Любимовке неплохой пляж, широкий с волнами и камушками. 35-я батарея или точнее то, что от неё осталось, расположена на юго-западе от Севастополя. Её взорвали во время 2-й мировой войны. Сейчас там красивый мемориальный комплекс.

Балаклава вдвойне интересна, если воспользоваться услугами яхт-клуба в виде морской прогулки на яхте. Мы выбрали яхту «Джулиана» с капитаном Андреем и матросом Толиком. Странные люди в этом яхт-клубе, никто здесь чикеля не ворует и блоки все на месте. По опыту прошлых прогулок на «суднах» запрещалось что-либо делать, кроме как хлопать глазами и сидеть уголком вокруг капитана в ожидании мыса Фиолент, где разрешалось купание. На «Джуллине» повороты фордевинд мы, конечно, не крутили, да и паруса из-за штиля не ставили, но всё остальное, на что фантазии хватало, мы делали. Капитан Андрей разрешал. Толик исключительный рассказчик, многое видел, многое знает. Было интересно.

В Крыму побывали почти во всех разрекламированных местах. В пещеры лазили, на горы взбирались, дворцы на фотик пощёлкали, с дельфинами накупались, в монастырях поохали, цветочки все обнюхали и кактусы все поперетрогали. Любой путеводитель по Крыму расскажет о всех значительных местах и писать отдельно о них нет смысла. Пару слов о дорогах. Качество дорожного полотна после Джанкоя в более-менее удовлетворительном состоянии. По Южному берегу Крыма (ЮБК) в основном двух полосные участки с редкими расширениями дороги на подъёмах. Движение в городах Крыма в целом интенсивное, но без пробок. Может только мне повезло, но за все три года, ни разу в дороге никто не подрезал, и не нахамил. В старых городах узкие улочки, заставленные припаркованными автомобилями, и как по ним разъезжает ялтинский дядя Саша на кадилаках для меня осталось загадкой. Кому интересно у дяди Саши целый автопарк исключительно американских машин, хобби такое. Всего машин штук двадцать. Мы видели пикапы, джипы, два кадилака и трейлер, в котором дядя Саша возил Джеки Чана на съёмки «Первый удар». Сдаёт жильё в Ялте возле МакДональдса за ж/д кассами. Очень душевный человек.

Нас пугали, что пешеходы Украины это примерно, как коровы в Индии, непуганые и святые. На них молятся и останавливаются за километр, чтобы пропустить. Но чтобы там не говорили, а пешеходов, как и у нас в России, редко кто пропускает на Украине. Дорожная разметка на Украине исключительно повод для русских не разгоняться до пятидесяти метров в секунду. Такое впечатление, что в правилах дорожного движения разметку для украинских автолюбителей и двух «джигитов» чёрного рендж-ровера из 34 региона специально требуют не соблюдать. Бензин дороже, чем в России, но имеет достойную компенсацию в цене и выборе на спиртное. На всех заправках ТНК по побережью ЮБК сломан или закрыт на ремонт туалет. У Лукойла всё в порядке. Из недостатков я бы отметил недостаточное количество указателей, а в некоторых случаях их полное отсутствие. Как рассказывали севастопольские таксисты, ГАИ (у них это ДАI) как и у нас испытало реорганизацию и многие знаки и указатели были убраны.

Особого внимания заслуживает еда. Нигде ещё нас на Украине не накормили говном, если не считать один китайский ресторан. Очень безумно всё вкусно. Украинская кухня восхитительна, только из-за неё уже можно собираться отдыхать на Украине. Встречаются не только традиционные кухни. Например запомнилась итальянская кухня с приятными причудами и неожиданными аксессуарами в окружении красивых официанток в ресторане «Кофеин» в начале исторического бульвара в Севастополе (перед театром). Очень прилично кормят на трассе в различных хуторках. Полноценное питание из первого, второго и третьего с компотом по смешным ценам. Отдельная тема про вино. Кроме знаменитых «золотых балок», «массандр» и «инкерманов» за бесценок, на прилавках выставлено грузинское вино. По мне, так пить его решительно невозможно. Не знаю, зачем писать на этикетке «Полусладкое», если по вкусу после него нужно сморщиться и три раза сплюнуть. Логичнее написать «Крайне зверски кислое». Хотя, что ожидать от родины этого напитка, где одни женщины работают, а остальные поют песни ночи напролёт. По цене эксклюзива «Полусладкое» лучше взять несколько экземпляров неплохого коньяка.

Чуть не забыл про море. Весь этот отпуск — всё из-за этого моря. Бархатное, чистое и приятно солёное. Кстати, чтобы половить крабиков, креветок, мидий и рапанов не обязательно брать напрокат акваланг и плавать с трубкой и маской за километр от берега. Достаточно ночью пройтись с фонарём вдоль берега. Приятно ещё то, что Крым после каждой поездки оставляет маленький вопрос

ПС. Вернулись родственники из поездки на авто сначала в Болгарию, потом на южный берег Турции. Теперь есть с чем сравнивать. Полуфабрикаты, отсутствие «первого» как такого. Рост цен на бензин по мере удаления от России, но неплохие виды на море и качественные дороги. Это Болгария.

Турция — опять полуфабрикаты и непонятная еда. Нереально высокие цены в отелях, если ты не в туре «всё включено». Бедный пейзаж, но можно два дня ехать куда-то в автобусе на какие-то солёные озёра, хотя на картинках выглядит красиво. Отсутствие цен в магазинах, всё решают торги. Зазывалы и впаривания «эксклюзивов», которые прямо на глазах разваливаются на части. Бр-р-р-р. После всех этих рассказов полусладкое киндзмараули не таким уж и кислым кажется.