В моём детстве, будучи пионером, погода безобразничала редко. Помню лишь один великий выходной, когда термометр показывал плюс семь. При том, что вчера было что-то вроде минус пять. Но выходной был назвал великим не из-за погоды. Снег тогда быстро таял, слякоть, а выходной даром терять было жалко, поэтому с утра наш пионерский отряд в расширенном составе собрался на бульваре у Петра. В течении утренней прогулки мы оказываемся за маяком на стройке «Дома пионеров». Тема кладов ещё была актуальной. На стройке откапываем настоящие, что ни на есть, дореволюционные сани. Хватаем находку и тащим её, тут же испытать возле новой «каменки», лестница Межлумяна, та, что к яхт-клубу ведёт. Сани с жутким грохотом вихрем проносились с горы под углом 30° прямо вниз на остановку автобуса №2, проскакивая через дорогу перед самыми колесами автомобилей. Благо их в то время мало было. Окажись там снег, то острый угол обрыва повлёк бы неприятности, а так, по грязи наши потехи заключались в том, кто сильнее напугает пассажиров быстрее окажется на автобусной остановке «Порт». Чтобы хлопотливо проведенное утро не окончилось в обезьяннике, после яростных криков с остановки вызвать милицию, было решено оставить сани в покое и покинуть склон.
Итак, обычно зимой льда и снега было много, сугробы по пояс, мороз щёки обжигает, а ты, если без снега в карманах во рту вернулся с санками до темноты, то день прошёл впустую. Во дворах катки заливали. Море регулярно замерзало, но из-за сильных ветров, малой глубины и подводных течений лёд постоянно двигался и собирался в торосы. Среди торосов кататься на коньках затруднительно. Катались там, где лёд был относительно ровный. В основном напротив пушкинской набережной у яхт-клуба.
В детстве я занимался спортом. Я уже рассказывал. И судя по рассказам выше, это отнюдь не парусный спорт, любимый вид спорта был и остаётся хоккей. По правде сказать, хоккей уже давно стал киберхоккеем, о чём подробно будет ниже, клюшка с коньками давно валяются где-то на даче у бабушки, но были и весёлые деньки…
Будучи пионером, я едва не вступил в хоккейную секцию. Хоккеем нашу компанию детей завлекал, или скорее всего, как позже выяснилось, «домогался» на бульваре у памятника Петру I Чикатило. Прямо-таки вылитый, судя по тому, что потом по телеку показывали, когда его поймали. Очки в роговой оправе, помятый плащ, нелепая шляпа, клетчатая рубашка, портфель в общем типичный «командировочный на отдыхе». Единственно, наш Чикатило больше на загримированного Нагиева был похож. Осторожно, модерн! Ну не суть. Итак, Чикатило Нагиев представился тренером по хоккею из Свердловска (где мы и где Свердловск?) и мило шёпотом поинтересовался – не хотим ли мы вступить в секцию хоккея?
– Не горим, - признались мы.
Очень странный летний день. Опять-таки Будулай, кадет, регаты, все дела. Вот если б зимой такие предложения поступили… Ну, как знать, как знать...
Учил меня кататься на коньках старший брат. Первые коньки были красивые. С загнутыми вверх лезвиями. Назывались «Снегурочка» и цеплялись снизу к подошве ботинок. Хватало их ненадолго, но это был важный для меня опыт. Играя в красивых коньках, я стоял в воротах. По правде сказать, «красота» уже через пару минут оказывалась позади ворот, времени на ремонт не было. Чуть позже коньки сменились на «Гаги», менее красивые, но более практичные. Лезвия у них не отлетали при малейшем движении, поскольку намертво были прикручены к подошве. Почувствовав необыкновенный прилив сил, я даже ворота на некоторое время покинул, но чувства оказались обманчивы, и я быстро вернулся обратно. Правда стоял я в воротах на «новых» коньках уже увереннее, почти не падая, или падая, но не так часто, как раньше. Хоккей был не только на море, в него мы играли и во дворе, заливая парковку соседней многоэтажки.
Прошло время. Женился, дочка подрастает, стараюсь вести себя хорошо. Ездим с ребёнком на занятия. И каждый раз, когда мы проезжаем мимо ледового катка на Крюйса, дочь спрашивает – Пап, а когда мы уже на каток сходим? – как бы подразумевая, – Ну, когда мы уже наконец узнаем, какой же у нас ценный «хоккеист» зря пропадает? Я всё откладывал, находясь в строгой уверенности, что с коньками точно также, как с велосипедом – если один раз научился, значит это навсегда…
Одним воскресным утром мы всей семьёй посещаем каток. Инструктора, конечно, же не берём, второй «Грецки» просится на волю… Так вот. Надев коньки, мы с Настей до льда тихо-мирно проследовали. Мама Надя провожает ребёнка, грустно качая головой… Я чувствую себя прекрасно… Но на льду случается некоторое замешательство: выйдя на лёд, я проехал по инерции метра два, и упал. Весь. Встал как вкопанный, не в состоянии двигаться куда-либо дальше. Настя повторяла всё в точности, как показывал папа-«хоккеист»… На этом неожиданное «антре» вынужденно заканчивается. Я ждал других результатов… Мы остановились в двух шагах от борта и не можем ровным счётом ничего… Через полчаса всё же как-то удаётся прицепиться за ограждение и позвать на помощь. – Мама, мама! Хееелп! Мы шнурки неправильно завязали!, – запальчиво кричали мы, чапая быстренько на выход, перебирая руками за край бортика катка… Хоккей был поставлен на паузу. Дочка потом уже с нормальным инструктором всё же научилась правильно кататься на коньках. Папа остался киберспортсменом.
О киберспорте продолжим. Киберхоккей появился благодаря Ванкуверской компании Electronic Arts (EA), знаменитую фразу которой «EA SPORTS It’s in the game», все более-менее интеллигентные люди наверняка слышали, а неинтеллигентные дальше читать не станут. Началось всё с дисков для PC. Так в версию NHL96 мы с Александром Анатоличем ещё в 1995 году на одном компе рубились… В сарае до сих пор лежит комплект CD-дисков с 1995 по 2008 гг. Потом EA от версий PC из-за пиратства отказались и пришлось покупать XBox. Начался онлайн… Добро пожаловать в ад! Пинг хороший, 150мс. Бессонные ночи, тройки с американцами против канадцев, вечные мучения против финнов, виртуальный друг из Детройта. Хороший парень. (·No Way·#2145, Хеллоу!!!). Сейчас малость всё поутихло. Игра после пандемии окончательно протухла, компания EA в 2025 году сократила часть сотрудников, оставив парочку бедолаг. Ни нового геймплея, ни новых серверов, ни оптимизации, ни новых аннимаций. Некому игру делать, парочка енотов теперь только составы команд и цифру на обложке едва-едва успевают менять. Кроме всего прочего Россию они везде забанили. Хоккей на паузе. Начинает попускать.
12 января 2026 года «хоккейный город» (Детройт, если што) наконец-то вывел из обращения номер 91 Сергея Фёдорова. Он был в системе крыльев в 1990-2003 гг. Сижу смотрю торжественную церемонию и плачу. На мероприятии присутствует Фёдоров вместе с семьёй. Показывают одноклубников Фёдорова по крыльям. Всех помню. Лидстрем, Челиос, Шэнахэн, Малтби, Дрейпер, Косур, Константинов, Мерфи, Холмстрем, Айзерман.
*Смахивая первую слезу, вспоминаю, как Криса «One Dollar Man» Дрейпера, третье звено которого тащило и рвало в плейофф 96-го, едва не убил Клод «Клодия», он же «Пепе» Лемье из «Колорадо Эвеланш»… Как спустя год Даррен Маккарти знатно навалял Лемье «за Дрейпера» (Клода Лемье не нужно путать с «супер Марио», он же «Mr.66» великим Марио Лемье, «Mr.66» – настоящая легенда, по мне так более великий, чем Грецки)… Так вот, то ледовое побоище вошло в историю как «Кровавая среда», в котором участвовали буквально все, дрались даже те, кто пожалуй потом никогда и не дрался, наш «Профессор» великий Ларионов за крылья, спокойный Каменский за эвеланш. Вратари подрались. За эвеланш тогда ещё выступал легендарный Патрик Руа, который побежал вступаться за «неправильного» Лемье, а его с разбегу остановил Брендан Шенахан, но драться с вратарём мог только вратарь, поэтому Шенахана быстренько сменил Майкл Вернон…*
Церемония продолжается. Выступает Айзерман. Поздравления от одноклубников и тренеров. Кто не смог приехать, поздравляют онлайн: Скоти Боуман (1992-2002 гг. тренер крыльев, который «русскую пятёрку» создал), Овечкин (без комментариев, играющая легенда), Ларионов («Профессор», дирижер руской пятёрки)…
*Утёрая крупную слезу, продолжаю вспоминать «Русскую пятёрку»: Фёдоров, Ларионов, Козлов, Константинов, Фетисов. Константинова жалко. Он с Фетисовым и массажистом команды после взятия кубка Стенли в 97-м попал в нелепую аварию, устроенную наркоманом с просроченной лицензией водителя… После аварии «Владинатор» и массажист Сергей Мнацаканов оказались прикованные к инвалидным креслам. Водилу осудли только за просроченную лицензию и через год выпустили… Номер Владимира «Владинатора» Константинова №16 негласно Детройт вывел из обращения, его никто не носит в команде с 1997 года, а Сергей скончался в 24-м, светлая память…*
Церемония дальше продолжается. Выступает сам Фёдоров… С Константиновым обнимается…
*С глазами полными слёз, вспоминаю, техничного Пашу Дацюка, игравшего за крыльев с 2001 по 2016 гг. Прозвище Гудини… Легенда…*
Под своды арены поднимают баннер с майкой под №91… Дубликат баннера дарят семье Фёдоровых… Выносят коньки белого цвета, которые Nike специально на заказ в 90-е сделали одному Фёдорову…
*Всё, больше нет сил, (по уши весь в слезах и соплях), – Простите, до свидания. *